Образовательное пространство:
Направления проектирования программ
Вдохновляясь авторами 4С/ID model*, я рассматриваю два основных способа мышления или направления проектирования образовательных программ — атомарный и комплексный. Разные подходы и модели проектирования образовательных программ можно отнести к тому или иному направлению. Они определяют, как в целом мыслит дизайнер при проектирования программы.

*Van Merriënboer, J. J., & Kirschner, P. A. (2017). Ten steps to complex learning: A systematic approach to four-component instructional design. Routledge.
Атомарное направление
Самое популярное направление проектирования образовательной программы, начинающиеся с обретения списка компетенции, навыков, знаний и ценностей, которые студенты должны приобрести в ходе программы. Затем дизайнер выбирает соответствующие методы оценивания и учебные действия для каждого навыка, знания и ценности.

Основная идея заключается в том, что студент учится шаг за шагом или "навык за навыком / знание за знанием", приобретая более фундаментальные и простые навыки и знания в начале и постепенно приобретая навыки и знания более высокого порядка. Другими словами, переход от воспоминания к созданию, как упоминается в различных пирамидах целей обучения.
Например, когда дизайнер начинает с использования таксономии Blooms / Krathwohl / Mariano / understanding by design для формулирования целей и образовательных результатов. Затем человек выбирает соответствующие методы оценивания и учебные действия для каждого результата. Этот список результатов также используется для определения последовательности действий, создания пути студента и расписания.
Комплексное направление
Здесь отправной точкой размышления о программе является профессиональная или другая реальная проблема в целом, или я предпочитаю использовать термин "ситуация", а не список отдельных навыков и знаний. Определив эту ситуацию, дизайнер её анализирует и создает на базе неё симуляцию или в идеале серию симуляций. Основная идея заключается в том, что студент учится, когда погружается в ситуацию целиком со всем её контекстом. Тогда он имеет возможность потренировать систему навыков, знаний и ценностей, а не тренирует отдельный навык на отдельном задание. Навыки, знания и ценности не существуют отдельно друг от друга, они образуют единую комплексную систему.

Например, в 4C /ID модели все начинается с определения реально существующей проблемы или ситуации, которую студенты должны научиться решать после окончания программы: "повар должен уметь готовить вкусное блюдо на кухне ресторана". Затем дизайнер начинает анализировать эту проблемную ситуацию в различных контекстах (одно дело готовить на кухне небольшого ресторана, а другое — на кухне ресторана Мишлен), чтобы определить поверхность и структурные особенности ситуации. На основе этой информации создается серия симуляций: от приготовления очень простого блюда на симуляционной кухне до приготовления в настоящем мишленовском ресторане под руководством шеф-повара. Эти симуляции являются основой для учебной программы и дальнейшего принятия решений.
На первый взгляд, эти два подхода ничем не отличаются. Формулировка проблемной ситуации напоминает формулировку компетентности высокого уровня. Так кажется, потому что проблемная ситуация и компетентность - это две стороны одной медали. Когда компетентность находится внутри человека, проблемная ситуация находится внутри мира. Фокус в языке — обычно для описания проблемной ситуации используются глаголы действия — стиральная машина сломалась, поэтому я попытался ее починить; пришел сердитый сосед, и я попытался его успокоить; повар готовит, чтобы порадовать гостя. Итак, когда кто—то описывает проблему, он / она использует слова, которые также описывают компетентность, необходимую для ее решения — починить, успокоить, приготовить.

Основное различие заключается в том, как человек мыслит после выбора этих компетенций высшего порядка или проблемной ситуации - атомарно, разбивая ее на иерархию субкомпетенций, навыков, знаний и установок, или комплексно, анализируя контекст и создавая симуляции, которые требуют применения системы субкомпетенций, навыков, знаний и установок.
Тут вы найдете все самое интересное про образовательное пространство
Made on
Tilda