Пространство
Там, где свершается обучение
Создавая образовательную программу, мы создаем нечто большее…
Когда дизайнер образовательного опыта создаёт программу, он анализирует контекст формируют систему целей, подбирает подходящие методы их достижения... Но программа это нечто большее чем цели, действия и реализующие их люди
Создавая программу, дизайнер создаёт экспериментальный кусочек образовательного пространства и реальности со своей средой и атмосферой, в которой учится человек. Экспериментальный, потому что никто точно не знает, как именно учится человек, да и кто такой вообще этот человек.
Есть много теорий, моделей и мнений, но нет однозначного ответа. Так что дизайнеру остается только предполагать, что если реальность будет такой, то человек изменится, научится. Это и есть эксперимент, а дизайнер — изобретатель. И конечно дизайнер часть этого эксперимента: то, как он/а понимает этот мир влияет на то, какое получится образовательное пространство.
Что такое образовательное пространство?
Вдохновляясь трудами Екатерины Патяевой*, я выделяю разные слои реальности, которые принимают участие в том, что и как человек чувствует, выбирает и делает. Или, в нашем случае, слои образовательного пространства, где происходит обучение:
* Патяева Е. (2008). Порождение действия: Культурно-деятельностный подход к мотивации человека. Смысл. 815с
1
Система целей и образовательных результатов
Знания, навыки, цели, компетенции, опыт, проблемы. В общем это все то, чему предположительно может обучиться человек на программе.
2
Система взаимодействий
План действий, которые приведут студента к целям. Разные подходы, модели и методы как раз предлагают свои варианты действий, которые приведут студента к обозначенным целям. Разница в масштабе:
  • Программа — общая логика всего пути, который студент должен пройти
  • Стратегии — система взаимодействий для серии занятий
  • Методики — короткие активности для одного занятия
3
Среда
То, что окружает студента: аудитория, материалы, интерфейс и люди.
4
Атмосфера
Различные принципы разделения на "свой" и "чужой", роли, стереотипы, ритуалы, санкции, правила, стиль коммуникации и другие предрассудки и мыслительные паттерну, которые формируют пристрастность восприятия участников программы
Создание образовательного пространства — это череда выборов, которые совершает дизайнер.
1
Проблема
Дизайнер начинает с изучения контекста, чтобы сформулировать проблему: Какую проблему предполагаем решить с помощью образования?
2
Цель
Чтобы решить проблему дизайнер формулирует образовательные цели, которые необходимо достичь для решения.
3
Решение
Наконец, после того, как дизайнер понимает, что нужно, он/она начинает искать "как". Я выделяю три мира, в которых можно искать решение: практика, наука и воображение.
Каждый выбор — это ваша гипотеза. Которую вы будете проверять с помощью вашего образовательного эксперимента.
Философия и предубеждения
Создание образовательного пространства — это череда выборов, которые начинаются еще до того, как мы начинаем думать о проблеме, целях и решение… То, как дизайнер воспринимает мир, может повлиять на все вышеупомянутые выборы. Помните вышеупомянутую образовательную атмосферу с разными ритуалами и стереотипами? На самом деле, каждый человек является частью реальности со своими принципами групповой принадлежности, ролями, образцами мышления, ритуалами, санкциями, правилами и тоном голоса.

Дизайнер также имеет предубеждения, которые формируют его/ее пристрастное восприятие и влияет на совершаемые выборы. Я имею ввиду, что было бы хорошо, по крайней мере, попытаться понять свои предубеждения и взгляды на мир. Здесь может помочь как рефлексия, так и мир философии. Философия предлагает нам образцы верований и понимания вопросов, в которых наука беспомощна. Вы можете обратиться к философским трудам, чтобы лучше понять свое видение мира.
Если же эта затея пока кажется слишком невероятной, то попробуйте начать с этих вопросов:
1
Каковы цели образования?
(философия образования)
2
Что такое знание и как мы можем его получить?
(эпистемология)
3
Что такое реальность?
(онтология)
Тут вы найдете все самое интересное про образовательное пространство
Переходите в раздел, который откликается больше всего сейчас:
Made on
Tilda