Фокусировка
План создания образовательной программы.

На этапе фокусировки нужно понять, что от вас хотят, и придумать план действий :) Этот лонгрид поможет вам определиться, по каким этапам вы хотите двигаться, чтобы в итоге создать свой образовательный проект.
Усредненный план создания образовательного проекта вы могли видеть на стартовой странице сайта - фокусировка, анализ, проектирование, разработка, реализация и рефлексия. На самом деле это план создания не только образовательного проекта, а любого проекта в принципе. Думаю, что во многих сферах, чтобы вы не создавали, вы начнете с анализа и закончите рефлексией. На этапе фокусировки я сначала задумываюсь о том, как спланировать свою работу. Здесь я скорее обращаюсь к сфере управления проектами, а не к сфере образования.

Изучение теории управления проектами поможет вам более эффективно создавать образовательные проекты, потому что в реальности этапы могут изменяться в зависимости от задачи, условий и ресурсов. Чем больше разных алгоритмов создания проекта вы знаете, тем лучше сможете адаптироваться под ситуацию.

Например, у вас есть очень редкий и ценный ресурс в виде команды опытных и увлеченных преподавателей, которые жаждут выйти на встречу к студентам. Если вы будете слишком долго сидеть на этапе анализа и проектирования, то они могут потерять свою мотивацию и в итоге разбегутся! В таком случае можно начать со скорого совместного наброска основных компонентов и сразу пуститься в прототипирование как предлагает последовательная модель приближения (Successive Approximation Model).
Савельева Дарья
Исследователь, проектировщик и преподаватель
Давайте познакомимся с уже известными алгоритмами создания проекта, чтобы создавать свои, адаптируясь под задачу :)
Авторы: первая версия создана в Центре образовательных технологий при Университете штата Флорида для армии США.

С первой версии модели, разработанной в 1980 году, её уже так много раз переделывали и интерпретировали на свой лад, что аббревиатура «ADDIE» превратилась в народный термин, описывающий общие шаги создания образовательной программы. Конкретизация и наполнение каждого этапа может варьироваться.

(1) Анализ - прояснение целей программ, анализ потребностей учащихся, анализирование профессии и определение профессиональных проблем; анализ похожих программ;

(2) Проектирование - формулирование образовательных результатов, планирование инструментов оценивания, технологий преподавания и упражнений, выбор контента, определение логики и структуры программы, выбор каналов коммуникации, системы управления обучением

(3) Разработка - подготовка участников программы (преподаватели, тьюторы и др.), материалов для студентов и преподавателей (как печатных, так и непечатных) согласно разработанным на этапе проектирования указаний.

(4) Внедрение - реализация программы.

(5) Оценивание - сбора и анализ данных об образовательной программе с целью её улучшения

В некоторых интерпретаций этап "оценивание" становится центральным. То есть после реализации каждого этапа происходит оценивание того, что получилось, и возможная корректировка.

Ресурсы:
  • Branson, R.K., Rayner, G.T., Cox, J.L., Furman, J.P., King, F.J., Hannum, W.H. (1975). Interservice procedures for instructional systems development: Executive summary and model. (Vols. 1-5) TRADOC Pam 350-30, Ft. Monroe, VA: U.S. Army Training and Doctrine Comman
  • Instructional Design: The ADDIE Approach 2010th Edition

Модель "ADDIE" Analyze - Design - Develop - Implement - Evaluatte
Авторы: Michael W. Allen, Richard Sites
Создана в 2012 году в ответ на слабые стороны модели ADDIE

1. Фаза подготовки
Сбор информации - быстро собираем имеющую информацию об аудитории и будущей программе

Старт «SAVVY» - ключевой этап модели. Совместное обсуждение целей проекта, потребностей аудитории, образ успешного результата. Далее следует мозговой штурм по придумыванию идеи и первичного прототипа образовательной программы, которая будет отвечать потребностям студентов. Предлагается создать три версии прототипа, улучшенных с каждой итерацией. В мозговом штурме могут участвовать потенциальные студенты / выпускники, эксперт по содержанию, менеджеры, стейкхоледеры, преподаватели и педагогические дизайнеры.

2. Фаза итеративного проектирования
Состоит из 2-3 итераций «проектирование - протипирование - пересмотр».Для образовательных программы, не требующих очень сложной разработки, следующий этап не обязательный. Точнее второй и Тертий этап как бы сливаются воедино. Тем не менее, если вы создаете, например, онлайн-программу со сложными интерфейсом, то двигаемся на следующий шаг разработки.

3. Фаза итеративной разработки
Состоит из цикла «разработка - внедрение - оценивание». Фаза начинается с подтвержденного дизайнерского решения (Design Proof), которое задает направление для более детальной разработки интерфейса и материалов программы. Подтвержденное дизайнерское решение - это визуальная, функциональная демонстрация предлагаемого решения, которая включает образцы всех компонентов для проверки и доказательства жизнеспособности. Дальше идет разработка альфа (минимально жизнеспособная версия, которую можно проверить на пользователях) , бета (версия, которая готовится к релизу, если не будет найдено ошибок) и золотой версии программы (финальная версия, готовая к релизу).

Ресурсы:

Модель последовательного приближения
Successive Approximation Model (SAM)
Обычно, когда рассказывают про модели проектирования образовательной программы, еще упоминают модель или цикл Колба, модель или принципы обучения Роберт Ганье, модель или технологию проблемно-ориентированного обучения. В какой-то момент я лично вообще перестала понимать, что же такое модель проектирования образования (instructional design model) :)

И из-за непонимания стала в какой-то момент теряться в море инструментов проектирования образования. Для себя я вывела следующие различия, которые мне помогают "складывать" ново узнанный инструмент на нужную полочку.

Итак, у нас есть
Я считаю, что модели типо ADDIE, SAM отличаются от выше перечисленных понятий.
Савельева Дарья
Исследователь, проектировщик и преподаватель
Made on
Tilda