4C/ID МОДель: компоненты и алгоритм
Спасибо авторам модели за её создание, а также моим коллегам и ученикам, которые экспериментируют с её применением. Далее будет мой пересказ основных составляющих модели, а также мое мнение, как с ней лучше работать.

Первоисточники тут: https://www.4cid.org/
Четыре основных компонента 4C/ID модели
Как представитель комплексного подхода к проектированию образовательных программ, четырехкомпонентная модель (4К модель) предполагает создание программы на основе реальной ситуации, с которой обучающийся уже сталкивается или смогут столкнуться по завершении программы. Отличительной чертой является использование таких ситуаций в их целостности, по возможности избегая их разбиения на части.

Например, если цель программы — научить водить автомобиль, то с самого начала мы погрузим обучающегося в серию симуляций, где он/а столкнется с полным циклом вождения: начиная открытия двери машины, продолжая движением от точки А до точки Б, и заканчивая закрыванием двери после прибытия. Всё это происходит в условиях, максимально приближенных к городской среде, но посильных для студента в начале программы, и в реальных сложных условиях в конце программы. Согласно 4К модели, оказывается малоэффективным обучать человека вождению, разделяя процесс на отдельные навыки: парковку, подъем на эстакаду, езду в условиях отсутствия дорожных знаков и правил. Особенно если после таких занятий выпускать обручающегося в реальный город без сопровождения инструктора, где условия значительно отличаются от учебных. Тем не менее, в рамках 4К модели предусмотрена возможность включения таких специализированных упражнений, направленных на отдельный навык, а не всю ситуацию целиком. Но они используются лишь в качестве дополнительных упражнений. Проблемы начинаются, когда образовательная программа базируется исключительно на подобных изолированных упражнениях и не имитирует всю ситуацию целиком и условия реальной среды. После такой "фрагментарной" программы в реальной жизни обучающийся может оказаться неспособным координировать все развитые навыки, поскольку они отрабатывались поодиночке, и не будет готов к реальным условиям.

Итак, 4К модель стремится помочь обучающимся научить координировать освоенные в учебных условиях знания, навыки и компетенции в реальных условиях за пределами программы. Кроме того, 4К модель заботится о когнитивной нагрузке обучающихся, стараясь их не перегружать. Учитывать когнитивную нагрузку обучающихся особенно важно, когда вы обучаете их на симуляциях, которые имитируют реальную ситуацию целиком. Согласно 4К модели, четыре следующих компонента должны лечь в основу программы, чтобы обучающиеся научились справляться с реальными проблемами: (1) серия симуляций, (2) вспомогательная и (3) процедурная информация, а также (4) частичная практика.

Компонент 1 — Серия симуляций реальной проблемы
Основная идея, лежащая в основе 4C /ID, заключается в том, что человек учится, когда его/ ее направляют через серию симуляций всей реальной проблемной ситуации (называемых учебными задачами). Например, чтобы научиться управлять ситуацией общения с пациентами, медсестра могла бы начать с серии смоделированных ролевых игр. Затем медсестра могла бы постепенно переходить к более сложным ситуациям, например, общаясь с пациентами об очень простых проблемах со здоровьем и достигая ситуации с наиболее сложным контекстом (рассказывая о тяжелых и неизвестных заболеваниях).

Такие серии симуляций реальной проблемы являются сердцем программы. Когда обучающийся решает такую симуляцию реальной проблемы, он / она учится использовать систему компетенций, навыков, знаний и ценностей в определенном контексте.
С одной стороны, обучающийся анализирует, как решить эту конкретную симуляцию. Это называется обучением через индукцию: от частного к общему, от конкретного примера к общим правилам и принципам.

С другой стороны, когда обучающийся проходит через несколько симуляций, он / она может сравнить и проанализировать их и создать схему или абстрактную идею проблемы, которую учится решать. Это называется обучением через дедукцию: от общего к частному, от опыта решения серии симуляций к решению конкретной симуляции. Эти циклы индукции или дедукции являются основной учебной деятельностью, которую серия учебных заданий-симуляций стимулирует у обучающихся.

Конечно, дизайнер должен придерживаться определенных принципов, чтобы помочь учащимся пройти через эти симуляции реальной проблемы и стимулировать обучение, а не фрустрацию или когнитивную перегрузку. Если серия симуляций реальной проблемы разработана хорошо, студенты научатся работать с системой компетенций в различных контекстах. То есть студенты смогут научиться приспосабливать систему компетенций к различным контекстам и смогут перенести изученное на программе за ее пределы.
Компоненты 2-3 — Информация
Когнитивная перегрузка — одно из главных препятствий, мешающих обучающимся учиться. Это объем информации, с которым могут справиться память и внимание обучающихся, прежде чем они будут перегружены и перестанут учиться. Когнитивная перегрузка мешает обучению, поэтому 4C/ID пытается уменьшить ее в том числе за счет предоставления обучающимся двух типов информации:
  1. Вспомогательная — информация, которая помогает учащимся сравнивать различные проблемные ситуации. Это теория, которая описывает предметную область в целом, ее принципы, правила и отношения. Эта информация помогает понять общую идею о том, как решать такого рода проблемы в различных контекстах.
  2. Процедурная (своевременная) — информация, которая помогает учащимся решить конкретную проблему "здесь и сейчас", чек-лист, инструкция или другая информация, которая помогает учащемуся сосредоточиться на решении проблемы, а не на вспоминание чего-либо.
Компонент 4 — Частичная практика
Это своего рода тренировка, которая помогает обучающимся развить определенные навыки (а не всю систему) с целью добиться из автоматического и безошибочного исполнения.
В то время как первый компонент (симуляция реальной проблемы) направлен на обучение студентов работать с системой компетенций и контекстом, частичная практика фокусируется на откачивание одного навыка. Предполагается, что некоторые проблемы можно решать эффективнее, если определенные навыки можно было использовать не задумываясь, автоматически. Например, если бы программист мог печатать вслепую, то он / она не тратил бы время и энергии на набор текста и мог бы сосредоточиться на решении проблем.
Четыре компонента выделяются для осмысления основных принципов модели. Идеальная программа состоит из нескольких серий учебных заданий: серий симуляции реальной проблемы, которые проводят студента от простого к реальному контексту. Каждая серия симуляций будет сопровождаться соответствующей вспомогательной информацией, а каждая отдельная симуляция должно сопровождаться процедурной информацией. Кроме того, еще нужно будет спроектировать частичную практику для навыков, которые нуждаются в автоматизации. Получается, что 4 компонента разрабатываются несколько раз для каждой серии симуляций.

Ниже мой вариант визуализации схемы модели, а оригинал тут: https://www.4cid.org/
Идеальная программа, разработанная в соответствии с 4C/ID, позволяет студентам проходить через различные условия — от самых простых до самых сложных и реальных. Для этого учащиеся должны решить несколько имитационных задач (называемых «учебными заданиями») в каждом условии (называемом «классом задач»). Таким образом, если вы готовите студентов к сложным условиям, и сама проблема непростая, то может потребоваться много задач.

Получается, что студент должен пройти через множество условий и, следовательно, множество симуляций (множество классов задач). Только представьте, сколько работы потребуется для проектирования и разработки всех этих классов задач!
Теперь, когда у вас есть представление об идеальной программе и, возможно, теперь вы совсем напуганы моделью, я надеюсь помочь вам и придать вам смелости с 4C/ID, поделившись своими рекомендациями и алгоритмом.
Тут вы найдете все самое интересное про образовательное пространство
    Made on
    Tilda