Хронологический обзор алгоритмов и моделей
Историческая справка
Педагогические модели начали появляться в конце XX века и представляли собой обобщение опыта построения учебных курсов.

В целом модели предлагают определенную последовательность шагов, следуя которым можно создать полноценный курс. Первая и сейчас наиболее часто используемая модель - это модель ADDIE (1975). Анализ моделей, появившихся позже, показал, что в целом многие из них повторяют эту модель, хотя шаги могут иметь другое название или последовательность. Также, некоторые из моделей предлагают какие-то свои особенности, например, обратная связь должна быть основана на критериальном подходе или построение курса должно идти от проблемы, которую слушатели будут учиться решать. Первая линия моделей на рисунке выше как раз показывает, какие модели схожи с ADDIE.

Вторая линия на рисунуке обозначает ряд моделей, который не предлагает какую-то последовательность шагов, а скорее указывает на важность учёта какого-либо фактора при построении курса, например особенности коммуникации между слушателем и педагогом.

Последняя группа моделей не похожа по шагам на модель ADDIE и берёт свое начало с цикла Колба, пересмотр и доработка которого привел к появлению модели The Pebble in the Pond Model (M. David Merrill), а затем к еще более усовершенствованной модели The 4C/ID model (Jeroen J. G. van Merrienboer), которая сейчас активно используется в Университете Маастрихт (Голландия) для построения медицинских курсов.

Далее мы кратко опишем все указанные на рисунке модели в хронологическом порядке. Мы оставили английские названия моделей, чтобы Вы могли самостоятельно углубиться в их изучение при желании. В конце страницы Вы найдете скачиваемые файлы с более подробным описанием трех наиболее современных и разработанных моделей - Understanding by design, Pebble in the pond, 4C/ID. Этот документ не только познакомит Вас подробнее с каждым этапом или элементом моделей, но и поможет начать создавать свой курс!
Далее мы познакомим Вас с существующими педагогическими моделями в хронологическом порядке, основываясь на времени публикации описания модели. После краткого описания каждой модели Вы увидите список литературы, который поможет Вам самостоятельно глубже изучить понравившуюся модель.
1975 - Kolb's cycle
Кликните на картинку для увеличения.
Цикл Колба - несмотря на то, что модель была создана на основе эмпирического опыта и не имеет под собой сильного теоретического обоснования, она долго оставалось одной из самых популярных в педагогическом дизайне. (1) Конкретный опыт позволяет создать познавательную потребность. После того как слушатель попробовал сделать что-то сам, увидел результат или феномен своими глазами, появляется чувство любопытства и желание разобраться и понять. Это желание и стимулирует дальнейший процесс обучения. Далее идет этап (2) рефлексии, когда слушатель пытается разобраться в приобретенном опыте, и этап (3) концептуализации - интеграции полученного знания в уже имеющиеся. На заключительном этапе происходит само действие или (4) экспериментирование, когда слушатель применяет полученные знания на опыте и при необходимости пускается по второму кругу.
  1. Kolb D. A., & Fry R «Toward an applied theory of experiential learning» (1975)
  2. Kolb, D. A. (1984). Experiential learning: Experience as the source of learning and development (Vol. 1). Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  3. Kuri, N. P. (2000). Kolb's Learning Cycle: An Alternative Strategy for Engineering Education.
  4. Svinicki, M. D., & Dixon, N. M. (1987). The Kolb model modified for classroom activities. College Teaching, 35(4), 141-146.
1980-ADDIE
Кликните на картинку для увеличения.
Первая педагогическая модель появилась в Америке в центре образовательных технологий при национальном университете Флориды в 1975 году. С тех пор модель совершенствовалась и на её основе были созданы и другие. Модель состоит из пяти последовательных шагов:

(1) Анализ - прояснение целей курса и проблемных точек, анализ обучающей среды и потребностей учащихся;
(2) Проектирование - конкретезация учебных целей с точки зрения слушателя, планирование инструментов оценки, упражнений, выбор контента, технологий и медиа;
(3) Разработка - сбор необходимых для создания курса материалов, составление целостного курса;
(4) Внедрение - подготовка фасилитаторов (ведущих курса), а также самих слушателей при необходимости, и реализация курса преподавателем.
(5) Оценка - формирующая обратная связь на каждом этапе (определение слабых точек и их улучшение) и суммарная обратная связь в конце курса.

  1. Branson, R.K., Rayner, G.T., Cox, J.L., Furman, J.P., King, F.J., Hannum, W.H. (1975). Interservice procedures for instructional systems development: Executive summary and model. (Vols. 1-5) TRADOC Pam 350-30, Ft. Monroe, VA: U.S. Army Training and Doctrine Command.
  2. Instructional Design: The ADDIE Approach 2010th Edition
1980 - Gerlach and Ely
Кликните на картинку для увеличения.
Модель состоит из восьми последовательных шагов, хотя в общем мало отличается от ADDIE. Существенное отличие - это добавление начального этапа "анализ контента будущего курса" и отсутствие этапа "внедрение" (4) согласно модели ADDIE.

(1) определение контента и целей
(2) анализ «входящего» поведения слушателей
(3) определение стратегии преподавания
(4) организация группы (5) времени (6) пространства (7) ресурсов
(8) оценка результатов и обратная связь
  1. Gerlach, Vernon S. & Donald P. Ely. Teaching & Media: A Systematic Approach. Second edition. (Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, Inc., 1980)
  2. Gerlach & Ely Deisgn Model. (2012). [Graphic illustrating the Gerlach & ely Design Model 1980]. Gerlach & Ely Teaching Media: A Systematic Approach
1983- Elaboration Theory (Charlie Reigeluth)
1983- Algo-Heuristic Theory (L. Landa)
Данные теории скорее давали свод рекомендаций, а не правила построения курса или занятия. Согласно теории усложнения (elaboration theory) процесс обучения должен быть организован в порядке возрастающей сложности предлагаемого материала, а начинаться занятие должно с краткого повторения предыдущего материала. Для успешного усвоения знаний и навыков они должны быть наложены на значимый для слушателей контекст.
Алгоритмо-иерархическая теория (algo-heuristic theory) рассматривает когнитивную деятельность как совокупность операций, выстроенных в виде алгоритмов и иерархий. Соответственно, курс должен состоять из алгоритмов, то есть последовательно связанных совокупностей операций.
  1. English, R.E. & Reigeluth, C.M. (1996). Formative research on sequencing instruction with the elaboration theory. Educational Technology Research & Development, 44(1), 23-42.
  2. Reigeluth, C. & Stein, F. (1983). The elaboration theory of instruction. In C. Reigeluth (ed.), Instructional Design Theories and Models. Hillsdale, NJ: Erlbaum Associates.
  3. Reigeluth, C. (1987). Lesson blueprints based upon the elaboration theory of instruction. In C. Reigeluth (ed.), Instructional Design Theories in Action. Hillsdale, NJ: Erlbaum Associates.
  4. Reigeluth, C. (1992). Elaborating the elaboration theory. Educational Technology Research & Development, 40(3), 80-86.
  5. Landa, L. (1974). Algorithmization in Learning and Instruction.
  6. Landa, L.N. (1983). The algo-heuristic theory of instruction. In Reigeluth, C.M. (Ed.), Instructional-design theories and: an overview if their current status. (pp. 163 – 211). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Publishing.
1986 - Knirk and Gustafson
Модель состоит из 3 этапов и по сути ни чем не отличается от модели ADDIE. Единственное существенное добавление - это начальная стадия определения проблемы, которую слушатели научатся решать после обучения, а не только обозначения целей.

(1) стадия определения проблемы, начального уровня слушателей, целей курса;
(2) стадия дизайна - определение желаемых результатов в соответствии с намеченными целями, выбор подходящих стратегий и техник обучения;
(3) стадия развития - выбор материала, оценка курса, переработка и внедрение.
1) Knirk, F. G., & Gustafson, K. L. (1986). Instructional technology: A systematic approach to education. Holt Rinehart & Winston.
1987 - Conditions of Learning
Robert Gagne
Данная модель разработана на основе теории, постулирующей наличие нескольких типов или уровней познания. И каждый уровень познания требует своего метода преподавания. Модель охватывает 9 последовательных стратегий преподавания и соответствующих им когнитивных процессов:

(1) привлечение внимания - восприятие;
(2) информирование студентов об ожидаемых от них результатах - ожидание;
(3) припоминание предыдущего материала - восстановление;
(4) предоставление стимула - избирательное внимание;
(5) предоставление руководства по обучению - семантическое кодирование;
(6) извлечение результатов - реагирование;
(7) обеспечение обратной связи - закрепление;
(8) оценка результатов - восстановление;
(9) усиление запоминания и переноса - обобщение.
  1. Gagne, R. (1962). Military training and principles of learning. American Psychologist, 17, 263-276.
  2. Gagne, R. (1985). The Conditions of Learning (4th.). New York: Holt, Rinehart & Winston.
  3. Gagne, R. (1987). Instructional Technology Foundations. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc.
  4. Gagne, R. & Driscoll, M. (1988). Essentials of Learning for Instruction (2nd Ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  5. Gagne, R., Briggs, L. & Wager, W. (1992). Principles of Instructional Design (4th Ed.). Fort Worth, TX: HBJ College Publishers.
1988 - Criterion Referenced Instruction
Robert Mager
Модель состоит из трех этапов, повторяя шаги модели ADDIE.

(1) анализ целей и задний - что требуется узнать;
(2) определение результатов деятельности - какие именно результаты ожидаются от слушателей и как они будут оценены (критерий);
(3) создание тестирования на основе выбранных критериев - оценка знаний и навыков относительно поставленных целей;
(4) создание учебных модулей , привязанных к результатам - целям.

Существенное отличие данной модели кроется в понятии "критерий". Таким образом, предлагается оценивать учащихся не относительно среднего показателя, а относительно конкретного слушателя по заданному для данного курса критерию.

Важной особенностью является постановка целей курса на основе анализа будущей профессии и компетенций, которые для нее требуются.

Согласно данной модели, слушатели отрабатывают только те навыки, уровень владения которыми еще не достиг указанного критерия. У студентов должна быть возможность отработать каждую цель и получить обратную связь о качестве их продвижения.

Еще одной особенностью является предоставление студентам свободы в выборе способа обучения и освоения навыков и знаний.
  1. Mager, R. (1975). Preparing Instructional Objectives (2nd Edition). Belmont, CA: Lake Publishing Co.
  2. Mager, R. & Pipe, P. (1984). Analyzing Performance Problems, or You Really Oughta Wanna (2nd Edition). Belmont, CA: Lake Publishing Co.
  3. Mager, R. (1988). Making Instruction Work. Belmont, CA: Lake Publishing Co.
1989 - Hannafin Peck Model
1990 - Dick and Carey Model
1990 - Rapid Prototyping (Tripp & Bichelmeyer)
Модели Hannafin Peck и Dick and Carey по сути не отличаются от ADDIE, только модель быстрого создания прототипов (Rapid Prototyping) отмечает важную особенность. Создание учебной модели - это нелинейный процесс. Результаты работы на каждом этапе могут повлиять как на последующие, так и над предыдущие.
1) Hannafin, M. J., & Rieber, L. P. (1989). Psychological foundations of instructional design for emerging computer-based instructional technologies: Part II. Educational Technology Research and Development, 37(2), 102-114.
2) Dick, W. & Cary, L. (1990), The Systematic Design of Instruction, Third Edition, Harper Collins
3) Tripp,Steven, Bichelmeyer,Barbara, Rapid prototyping: An alternative instructional design strategy, Educational Technology Research and Development, 38, 1, 3/18/1990, Pages 31-44
1993 - Transactional distance
Michael Moore
Модель трансактной дистанции впервые обращает внимание на такую важную составляющую процесса обучения, как диалог или сам процесс коммуникации и взаимодействия, который складывается между педагогом и слушателями.

Между преподавателем и студентами потенциально существует дистанция, не просто пространственная, а что важнее - педагогическая. Эта дистанция может выражаться во взаимном непонимании и, соответственно, негативно сказываться на процессе обучения. Именно эта дистанция и должна быть преодолена, чтобы повысить эффективность обучения. Дистанция взаимодействия между преподавателем и слушателями выражается в ощущении сепарации.

Чтобы преодолеть этот разрыв, надо спланировать и проработать три компонента :
(1) диалог или процесс взаимодействия между слушателями и преподавателем; (2) саму модель преподавания;
(3) автономность слушателей.
  1. Moore, M. G. (1993). Theory of transactional distance. In D. Keegan (Ed.) Theoretical Principles of Distance Education. New York: Routledge.
  2. "Moore, M. G. 1991. Distance education theory. The American Journal of Distance Education 5 (3). http://www.ajde.com/Contents/vol5_3.htm#editorial (accessed November 14, 2007).
1998 - Understanding by Design (UbD)
Grant Wiggins & Jay McTighe
Модель повторяет шаги, обозначенные в модели ADDIE, но "наполненность" каждого этапа более расширена, последовательность изменена. Так, в модели учитываются национальные и организационные стандарты и требования, применяется метод расстановки приоритетов в контенте курса по отношению к конечным целям (времени меньше, чем контента, который хотим преподать - надо выбирать). Модель предлагает свою классификацию целей. Данный подход постулирует важность оценивания слушателей через задания на деятельность, предлагает преподавателям, прежде чем приступать к конструированию самого процесса преподавания, сначала подумать, как будут оценены слушатели. Модель также предлагает фокусироваться на обучении, результаты которого могут быть перенесены за пределы самого курса.

Этапы модели:
(1) Определение желаемого результата - что слушатели должны будут знать, понимать и уметь делать? Какие ключевые вопросы будут создавать фокус для всего курса?

(2) Определение критериев оценки - Как мы узнаем, что слушатель достиг желаемого результата ? Что мы примем за доказательство того, что слушатель понял и способен перенести приобретенное знание на другую ситуацию? Как можно честно и соответственно оценить результат слушателя?

(3) Планирование процесса обучения, модели преподавания, знаний и навыков - как поддержать учеников, когда они начнут изучать важные идеи и процессы? Как мы подготовим их к самостоятельному переносу полученных знаний на новые ситуации? Какие знания и навыки понадобятся слушателям, чтобы эффективно выполнить задачу и достичь поставленных целей? Какие упражнения и ресурсы лучше всего помогут слушателям достигнуть цели?
  1. McTighe, J., & Wiggins, G. (1999). Understanding by Design professional development workbook. Alexandria, VA: ASCD.
  2. Understanding by Design, Expanded 2nd Edition 2nd Edition
  3. Wiggins, G., & McTighe, J. (2011). The Understanding by Design guide to creating high-quality units. Alexandria, VA: ASCD.
  4. A Transactional Perspective on Teaching and Learning (Advances in Learning and Instruction) (Advances in Learning and Instruction Series)
2002 - A Pebble in the Pond Model
M. David Merrill
Кликните на картинку для увеличения.
Данная модель постулирует, что цели - это абстракции, которые скорее отражают контент, но к нему не сводятся, и предлагает начать с определения круга аутентичных задач, с которыми слушатели могут встретиться в реальном мире. Эти задачи составят основу курса. Наряду с этим, модель обозначает важность выстраивания данных проблем по нарастающему уровню сложности. Постулируется четыре принципа эффективного педагогического дизайна, следование которым позволит достичь наивысших результатов в обучении.

Итак, процесс обучения должен концентрироваться вокруг проблемы и проходить через следующие этапы:
(1) фаза активации имеющихся знаний как основы для будущих;
(2) фаза демонстрации слушателям умений и знаний, которыми они овладеют в конце обучения;
(3) фаза применения нового знания слушателями;
(4) фаза интеграции полученного знания в мир слушателя.

Сама модель создания курса выглядит следующим образом:
(1) определение проблемы, которую слушатели научатся решать по окончанию обучения. Проблема должна быть аутентична, то есть должна реально существовать в мире;
(2) определение этапов развития проблемы - от простого к сложному;
(3) определение необходимых для решения каждой проблемы компонентов - знаний и навыков;
(4) выбор подходящей стратегии преподавания, которая позволит вовлечь слушателей в процесс решения проблемы и поможет приобрести необходимые знания и навыки;
(5) создание подходящего для данного курса интерфейса - контент курса и выбранная стратегия преподавания должны быть адаптированы под слушателей;
(6) заключительный этап изготовления, подготовки нужного материала и запуска курса.
  1. David Merrill, M. (2007). A task-centered instructional strategy. Journal of Research on Technology in Education, 40(1), 5-22.
  2. Merrill, M. D. (2002). A pebble‐in‐the‐pond model for instructional design. Performance improvement, 41(7), 41-46.
  3. Merrill, M. D. (2002). First principles of instruction. Educational technology research and development, 50(3), 43-59.
1997/2002 - The 4C/ID model
Jeroen J. G. van Merrienboer
Кликните на картинку для увеличения.
Одна из самых современных педагогических моделей, которая отличается своей мощной научно-теоретической базой.
Модель делает акцент не на знаниях, а на навыках, которые будут приобретены в процессе обучения. Еще одной отличительной особенностью является разделение двух типов информации, которая преподносится слушателям: (1) вспомогательная информация и (2) информация «здесь и сейчас». В отличие от других, данная модель предлагает использовать как основную практику, так и частичную, а так же постулирует, что только разбиение сложной задачи на более мелкие и простые в реальности еще не гарантирует достижения конечной цели.

Модель состоит из четырех ключевых элементов, которые и составляют курс. (1) обучающие задания - для эффективного и успешного обучения курс должен строится на учебных заданиях-проблемах, во время решения которых слушатели овладевают необходимыми знаниями и навыками.

(2) Сопровождающая информация - информация, котороя не требуется «здесь и сейчас» для решения задачи во время занятия, но необходима, чтобы извлечь из опыта знания, когнитивные схемы и связать их с уже имеющимися знаниями и схемами.

(3) Своевременная информация - это как раз та информация, которая необходима «здесь и сейчас» для решение задачи во время занятия.

(4) Частичная практика - задания, направленные на отработку и автоматизацию изученного на занятии навыка.
  1. Van Merriënboer, J. J., Clark, R. E., & De Croock, M. B. (2002). Blueprints for complex learning: The 4C/ID-model. Educational technology research and development, 50(2), 39-61.
  2. Van Merriënboer, J. J. G. (1997). Training Complex Cognitive Skills: A Four-Component Instructional Design Model for Technical Training. Englewood Cliffs, New Jersey: Educational Technology Publications.
  3. https://www.4cid.org
Тут вы найдете все самое интересное про образовательное пространство
Made on
Tilda